n0kk (n0kk) wrote,
n0kk
n0kk

Categories:

О чудесах, или "для чиво нада эта дурацкая образования.."

Любите ли вы всякие чудеса, как люблю их я?..

Сразу скажу: я ни разу не механик. Но пример хочу привести именно механический.
Предположим, есть две шестерёнки, работающие в зацеплении друг с другом. В одной шестерёнке 8 зубьев, а в другой - целых 48.
Вот как вы считаете, какие характеристики прочности и износоустойчивости должны иметь материалы, из которых эти шестерёнки изготовлены?
Такая тривиальная задачка, ага.
А вот попробуйте хотя бы назвать факторы, которые нужно учитывать при определении характеристик материалов в данном случае.
Правда, попробуйте. Получите большое эстетическое удовольствие.

Или вот сейчас у меня, например, как я написал раньше, - образовалась локальная задачка по ремонту блоков питания.
Вот есть в них такая примитивная деталь, как катушка индуктивности, то бишь дроссель. Что он из себя представляет? Да просто цельное кольцо из ферромагнитного материала с заданными свойствами, на котором медным проводом выполнена обмотка. Произведено в великом Китае жутко трудолюбивыми китайцами.
Дроссель этот установлен на входной части схемы блока питания, между выпрямителем и остальной частью схемы. Паспортное напряжение самого БП - 200...250 В переменного тока частотой 50 Гц, мощность БП - 530 Вт. Или 530 ВА?.. А хрен их разберёт, как они это для себя там определяют. Ведь на всяких бумбоксах с трансформатором питания мощностью всего лишь 10 Вт они крупным шрифтом пишут: output power - 500 W RMS. Ну какие там могут быть 500 нафиг ватт???... Нет, я понимаю: реклама там, капиталистическое процветание, рынок с его невидимой рукой, осыпающей всех манной небесной... или не всех... Но всё это чистой воды брехня, на брехне же замешанная. "Несите ваши денежки, иначе быть биде"(С) Или "беде" - в реальности сложно понять.
Но я отвлёкся.
Итак, дроссель на входе, после выпрямителя. Через него идёт ток. Он уже как бы считается постоянным, раз после выпрямителя. И, согласно законам физики, этот как бы постоянный ток неминуемо намагничивает этот самый магнитопровод, протекая через обмотку дросселя. При этом магнитные свойства сердечника изменяются: магнитная проницаемость снижается, собственно. А для того, чтобы этого в какой-то мере избежать, необходимо сделать немагнитный зазор в магнитопроводе. Или как-то компенсировать постоянный ток, вызывающий намагниченность. Меня так учили.
Дальше.
Обмотка этого дросселя выполнена толстым медным проводом. 1,2 миллиметра диаметром. Для электроники это довольно толстый провод. Провод обмоточный, покрыт лаком. А кольцо покрашено краской и имеет что-то типа закруглений на рёбрах.
Наши советские кольцевые магнитопроводы из ферритов закруглений не имели - рёбра были весьма остренькие, и во избежание повреждений лаковой изоляции обмоточного провода подлежали соответствующему технологическому оформлению: оклейке электрокартоном, скругляющей зашлифовке этих рёбер, и обязательным дальнейшим покрытием изолирующим материалом: лакотканью, фторопластовой лентой, лавсаном и т.д. А уже потом выполнялась обмотка. Причём обмотка лакированным проводом выполнялась в один слой, который изолировался, и только потом уже можно было укладывать поверх него второй слой.
В частности, в своё время пришлось по поводу сигнальных трансформаторов на ферритовых кольцах повоевать с производственными технологами, когда разрабатывался модуль гальванической развязки на 3 киловольта, транслирующий 16-разрядную шину кода АЦП в искроопасный вычислительный блок.
Китайский дроссель намотан вообще без применения дополнительной изоляции одной обмоткой в три слоя.
При этом провод на сгибах сильно деформирует собственную изоляцию, она в местах растяжения лопается, а в местах сжатия - пузырится с отслоением от жилы. В точках контакта с магнитопроводом из-за значительных физических нагрузок при намотке (проводочек-то толстенький, жёсткий) изоляция провода и краска на кольце продавливаются, зачастую насквозь, и при этом возникает электрический контакт провода с материалом сердечника.
На 100 витков такого дросселя в импульсе подаётся напряжение около 300 вольт. А ЭДС самоиндукции при размыкании ключа ещё поболе будет, ибо в накопительном конденсаторе после корректора "живёт" напряжение 390 В. Ясное дело, что любые замыкания или искровые пробои между витками обмотки приведут к крашу схемы. Что, собственно, и происходит с завидной регулярностью. Да ещё конструктивное размещение этого дросселя таково, что с него запросто "шьёт" на маленькую платку схемы управления БП. Крепление дросселя - собственные провода длиной около 30 мм, впаянные в плату, и любимый силиконовый клей, соплями которого этот дроссель цепляется за окружающие компоненты: ту же плату схемы управления, блокирующие ВЧ-конденсаторы на корпус и выпрямительный мост...

И там почти всё на таком уровне.
Мне нравится такая недорогая и по-детски непосредственная китайская инженерная мысль. "В космос - на велосипеде!", ага.
Она - как "сердечник трансформатора из берёзы"(ТМ).

И смиритесь уже с её доминантой, ибо свою национальную инженерную мысль, которая вывела страну под названием СССР в космос, в нашем нынешнем государстве никто воспитывать, развивать и содержать не желает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments