n0kk (n0kk) wrote,
n0kk
n0kk

Подхватывая тему - 2.

Ага, прочли. И остановился я в правильном месте, потому что реакция та самая: "ага, открыл Америку!"
Ну, тогда пусть это будет вторая часть.

Но, опять же, не уверен, что заключительная.

Давайте теперь немножечко отвлечёмся. Нет, я никого не дразню и не собирался этого делать. Просто давайте посмотрим вокруг и оценим некоторые существующие вокруг нас реалии.

Вот, к примеру, тот же ЕГЭ.
Вы понимаете, что ЕГЭ работает, и притом работает крайне эффективно?

Во-первых, он выполняет функцию снятия ответственности за коррупцию.
Во-вторых, он выполняет функцию снятия ответственности за качество учебного процесса.
В-третьих, он выполняет функцию снятия ответственности за программу обучения.
В-четвёртых, он выполняет функцию снятия ответственности за крайне низкое качество преподавательских кадров.
В-пятых, он выполняет функцию снятия ответственности за профнепригодность преподавательских кадров.
В-шестых, он устраняет из процесса образования воспитательно-педагогическую составляющую.
В-седьмых, он позволяет пройти общее среднее обучение, не получив образования.
В-восьмых, он готовит именно такой будущий "электроат, за который и перед которым власть будет чувствовать полную безнаказанность и не будет нести никакой ответственности.

Я могу без запинки продолжить этот список ещё на тридцать-сорок пунктов, и по каждому из этих пунктов дать неубиваемые доказательства истинности. Но я не знаю, нужны ли вам эти конкретные обоснования, или же для вас их существование очевидно без моих пояснений. Так что, если желаете, спрашивайте - я отвечу в комментариях.

Думаю, если теперь провести корреляцию с вопросом, заданным _lord_ 'ом по поводу ответственности, - то всё срастётся наилучшим образом.
А вы что, - подумали, что на самом деле ЕГЭ нужен для улучшения качества обучения детей?..

Теперь давайте подумаем о том, зачем нам вообще обучение детей, как значимое социальное явление.

Вот есть некоторая социальная позиция, которая определяет главный и очень обобщённый принцип деятельности человека. Она заключается в том, чтобы наши дети определённо жили лучше нас, а каждый последующий день по оценке качества нашей жизни был хоть на капельку, но лучше, чем предыдущий. Это совершенно правильный подход, он как бы задаёт общий вектор развития социума в сторону прогресса. Если от этого принципа отказаться, то это будет регресс.
Как известно со слов великих, наука хороша тем, что позволяет нам сокращать опыт быстротекущей жизни. То есть мы в процессе учёбы осваиваем результаты жизненного опыта предыдущих поколений, и нам таким образом не нужно вновь проходить этапы развития, уже кем-то пройденные, в их полном объёме, если мы в состоянии перенять тот самый чужой опыт.

Задумайтесь: а интересен ли прогресс капиталисту? Нет, не интересен абсолютно. Тот же asocio , вроде бы, вывел потрясающую в своей лаконичности и точности характеристику: тупые и жадные, жадные и тупые. Да, они такие. А прогресс требует ресурсов, и в очень существенных количествах! Тех самых ресурсов, которые они когда-то хапнули, и теперь искренне считают своей частной собственностью. Что для капиталиста проще: "честно" участвовать в "справедливой" рыночной гонке или же договориться с другими капиталистами о разделе сфер влияния, и держать всю ситуацию под контролем, не допуская появления новых игроков на рынке? Думаю, ответ очевиден.
И именно по этой причине у нас появился и стал жить этот незваный гость - ЕГЭ. Дело ещё в том, что для сохранения собственной "элитарности" у властьимущих и плутократов останется возможность получения какого-то образования за границей. А для простых смертных граждан в их основной массе, которым этой т.н. "елитой" отводится роль баранов для методической стрижки, этот путь заказан.
Кстати, обратите внимание: хранение собственных средств они осуществляют ТАМ, образовательную базу оставляют только ТАМ, недвижимость лично для себя приобретают тоже ТАМ - всё, наворованное здесь, перетаскивают ТУДА.
ЗДЕСЬ же они устраивают только массовую доильню и стригальню. Для вас и ваших детей. С минимумом-миниморумом обеспечения, только чтобы не передохли. А если тридцать-сорок миллионов вас передохнет - ну, что же, такова селяви, не вписались, придурки, - это было озвучено сразу же, в самом начале процесса.

Ладно, я чуть-чуть отвлёкся.

В чём вообще смысл экзамена? Это мероприятие, на которое как бы мобилизуется всё сознание человека, прошедшего обучение. Давайте оценим жизненную реальность экзаменационного состояния.
Прежде всего, экзаменуемый заранее знает о предстоящем испытании. И каким-то образом настраивается на него, готовится. Если, конечно, собирается честно проходить это испытание. А если не собирается, то ищет другие пути и методы иного решения этой ситуационной задачи.
В реальной жизни ситуации, требующие мобилизации реальных знаний, навыков и умений, всегда случаются внезапно. И от человека, морально и психологически ещё не подготовившегося к этой резко возникшей задаче, требуется то, что он на самом деле "носит с собой", чем действительно владеет и умеет пользоваться из тех самых знаний, навыков и умений. Немножко иная ситуация, чем с заранее известной датой экзамена, не находите?
Совершенно понятно, что применить из личных качеств то, чем человек не владеет и никогда в предыдущей жизни не владел, могут в экстремальном состоянии только считанные единицы: великие гении или потрясающие интуитчики.
А что основная масса?.. А основная масса может воспользоваться только твёрдо усвоенными знаниями, отработанными заранее приёмами и известными употребляемыми методиками решения задач "по аналогии".

Социальная значимость того же экзамена вступительного или выпускного искусственно завышена. Это событие, которое в значительной степени определяет дальнейшую судьбу человека. Правильно ли это? Нет. А как это выглядит с точки зрения ответственности за обучение и его качество? Да очень просто: экзамен - главный показатель. В случае личного контроля преподавателем уровня подготовки учащегося при выставлении оценки могут быть учтены предыдущие "заслуги" экзаменуемого на протяжении учебного процесса: или дополнительный вопрос явному "балбесу", или же некоторые слова поддержки и напоминание о его собственных РЕАЛЬНЫХ знаниях для того, кто растерялся и ударился в панику. Быть и оставаться людьми - главная школа личной оценки знаний испытуемого. ЕГЭ такие методы педагогической работы успешно устраняет до их полного отсутствия.
В учебном процессе в случае его правильного построения ответственность за качество обучения ежедневна и перманентна, и возлагается и на ученика, и на учителя, и на систему обучения в пусть не равных, но долях, весомых для каждого из этих факторов.
В учебном процессе, построенном на тестах, ответственность случается на самом процессе тестирования. На кого она возлагается? На самого бесправного: он не справился с тестом! А о том, что реально происходило до контрольного теста - система скромно умалчивает. Понимаете, да?..

Когда происходит выбор ответа из ряда предложенных вариантов, то главный вопрос всё-таки не "что ты выбрал?", а "почему ты это выбрал?" - и он остаётся вне процесса.

С развитием в моей стране т.н. "дэмократии" и "свободного рынка" у простого человека в жизни вдруг появилась огромная толпа помощников. Это многочисленные психологи, которые продвигают главную идею "если не можешь изменить мир - измени своё отношение к нему", всякие тренеры, развивающие в обучаемых подход "после нас - хоть потоп!", целая масса всяких общественных и социально-производственных теорий... И среди этого всего витает такое замечательное слово: целеполагание.
Я много раз пытался осознать значение этого слова, много раз пытался привязать это слово к русскому языку, но у меня ничего внятного не получилось. Получилось знаете что? Вот, полюбуйтесь: "я полагаю, что цель моего действия заключается в ..."
И я сразу задаю себе вопрос: а что, все предыдущие годы моей учёбы, моей жизни - они не научили меня понимать, в чём же на самом деле моя цель?? Что, разве она, эта цель жизни моей и миллионов других людей, доступна для понимания только вот тем пройдохам, берущим штуку баксов за три дня каких-то "тренингов" и навязывание мне иного мировоззрения?..

Вот Папаша_Мюллер вспоминает про кассы в общественном транспорте. Да, я даже помню, что на тех билетных автоматах, что пришли на смену катушечным кассам с прозрачным верхом, рядом с монетоприёмником был шильдик с надписью "Опустите ___ коп. в любом наборе", а сколько коп. надо опускать - циферка на шильдике выбивалось чеканкой.
И у меня, когда я читал его пост про нарезаемые нами круги, возник вопрос: а почему Папаша не вспомнил о ещё одном состоянии оплаты проезда в транспорте, которое, мелькнув на миг, кануло в небытие и больше не упоминается? Да-да, я говорю о бесплатном проезде в общественном транспорте. Общественный транспорт в городах гражданам всегда нужен - это факт неоспоримый. И его должно содержать государство. Это просто и правильно. Но не озвучено в папашином посте.
Почему в той же гостинице при оформлении не спросить поселяющегося: вам потребуется блокнот и карандаш? Если они нужны - человек не отнесётся к ним, как к бесполезному мусору. А если не нужны - он их не возьмёт.

Вот и экзамен. Роль экзамена в том, на мой взгляд, что он может охарактеризовать некоторые качества человека в стрессовых ситуациях. Но не его реальные знания, умения и навыки, которые человек способен применять в повседневной жизни. И уж, тем более, экзамен не может быть ключевым событием, во многом зачастую определяющим дальнейшую жизнь и судьбу человека.
Людей, успешно справляющихся с незапланированными экзаменами, нужно продвигать в те сферы, которые требуют стрессоустойчивости, невозмутимости, высокой степени самообладания: в кадровую армию, МЧС, на управление опасными объектами. Там такие люди и их качества очень пригодятся.

Да, они - экзамены - обязательно должны быть. Но оценка уровня обучения и подготовки должна производиться в течение всего срока обучения, по совокупности характеристик участия человека в учебном процессе и итогов. Экзамен длиной во всё проводимое обучение.

Нужна ли ещё одна часть? Несказанного много, очень много... может, что-то скомкано, потому что пишу практически не читая...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments